Йом Кипур

Йом Кипур
   (День Искупления)
   "И сказал Господь Моисею так: А в десятый день седьмого месяца сего - День Искупления, священное собрание да будет у вас, и смиряйте души ваши постом и приносите жертвы Господу. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это День Искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Богом вашим" (Лев. XXIII, 2.-28).
   День этот указан был в Торе как день очищения: "Ибо в этот день искупят вас для очищения вашего: ото всех грехов ваших вы будете очищены пред Господом" (Лев. XVI,30). В Храме совершалось в этот день торжественное богослужение. Святая Святых, в течение всего года закрытая даже для первосвященника, открывалась для него в этот день. К обычным жертвам в Й.К. добавлялись особые жертвы, приносимые самим первосвященником.
   В обрядах Й.К., принятых, согласно Торе, во времена Первого Храма, не произошло никаких изменений в эпоху Второго Храма, так как обряды эти - "вечный закон", который нельзя изменить. Подготовка первосвященника к его высокой роли продолжалась семь дней, и все эти дни старейшины зачитывали перед ним порядок службы, указанный в Торе. Приготовления достигали своего апогея в канун Й.К. В эту ночь старейшины Иерусалима и первосвященник бодрствовали. "Все семь дней не возбранялись ему [первосвященнику] еда и питье. В канун Й.К. ему не давали есть много, так как обильная пища наводит сон" (Йома 1,4). "Если начинал [первосвященник] дремать, молодые священники будили его и говорили: "Господин наш, первосвященник, встань [на холодный мраморный пол] и отгони от себя [сон]", и отвлекали его ото сна, пока не приходило время жертвоприношения" (Йома 1,7).
   Нет сомнения, что источником обрядов, подробно описанных в трактате "Йома", служат древние традиции, передававшиеся из поколения в поколение. Однако по поводу этих традиций обнаружились разногласия между прушим и цдуким*. С усилением влияния прушим на Синедрион* и на священство они заклинали первосвященника не отклоняться от написанного в Торе: "И сказали они ему: Господин наш, первосвященник, мы - посланцы суда*, и ты - посланец наш и суда; мы заклинаем тебя Тем, чье Имя обитает в этом Храме, не отклоняться ни на йоту от того, что мы сказали тебе" (Йома 1,5).
   В сборнике молитв содержится молитва первосвященника в Й.К. Выходя из Святая Святых, он произносил: "Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы год этот, наступающий для нас и всего народа Твоего, Израиля, стал годом благодати Твоей [...] годом мира и покоя, годом радостного возвращения нашего на нашу землю, годом, в котором не будет народ Твой, Израиль, нуждаться друг в друге и в других народах, так как Ты благословишь плоды его труда".
   Окруженный провожатыми, первосвященник возвращался домой после службы.
   Нэила - особая молитва, которую произносят только в Й.К. Она называется "нэила" (закрытие), так как во время ее произнесения (с заходом солнца) закрывались Храмовые ворота. В наше время принято начинать молитву "нэила" с заходом солнца и завершать ее с появлением звезд. Слова молитвы: "Врата неба отвори..." - основаны на вере в то, что в течение Дня Искупления открыты врата неба для молитв всего народа Израиля.
   В Мишне и Талмуде пространно дискутируют о значении этого праздника в религиозной жизни евреев, и так как он не связан ни с одним историческим событием, Й.К. носит чисто религиозный характер. Но настроение было не мрачным, а приподнятым, и, как свидетельствует р. Шим'он бен Гамлиэл (Та'ан. IV,8), дочери Израиля выходили в этот день плясать в виноградниках в белых одеждах, и не было лучших дней для Израиля, чем пятнадцатый день месяца Ав* и Й.К.
   Однако в тяжелые для народа дни, после разрушения Второго Храма, упразднены были танцы и другие проявления народного празднества. Й.К. стал днем, насыщенным напряжением и страхом ожидания Суда Господня, днем, "в который подписываются [завершаются] книги живых и книги мертвых" (Танхума). Служба сосредоточилась в синагоге, и место жертвоприношений заняла молитва. День этот назначен для покаяния в грехах, и раскаявшемуся прощаются грехи его.
   Три книги открываются в Рош hа-шана*: книга грешников, книга праведников и книга стоящих на перепутье между теми и другими. Праведникам немедленно присуждается жизнь, грешникам - смерть. Решение же судьбы всех остальных откладывается до Й.К. (Р.г.Ш. XVI).
   Видуй (покаяние*) произносился первосвященником во времена Храма. После разрушения Храма произнесение покаянной молитвы стало обязанностью каждого еврея. Раскаяние, сопряженное с покаянием, приносит искупление, однако, хазал* установили здесь некоторые ограничения. Й.К. искупает только грехи, совершенные человеком перед Господом. Но "того, кто говорит: "Согрешу, а Й.К. искупит", - Й.К. не искупает". Проступки, которые совершил человек перед ближним своим, Й.К. не искупает, пока согрешивший не примирится с потерпевшим.
   В Талмуде говорится о почтенных мужах, которые унизили себя и шли молить о прощении у людей простых - не искушенных в Торе и мудрости. Так хазал превратили Й.К. в День Прощения и примирения между человеком и его ближним и между человеком и его Творцом.
   В тяжелые времена Средневековья праздник приобрел еще более мрачный характер и постепенно превратился в день печали и слез. В соответствии с этим прибавились новые обычаи и обряды, доселе неизвестные. В трудах гаонов* упоминается множество вопросов об обычаях, принятых в Й.К., на которые гаоны отвечали, что источник этих обычаев неизвестен, и зачастую осуждали и запрещали их. Одним из таких обычаев, вызвавшим сопротивление мудрецов того времени, но, тем не менее, сохранившимся до наших дней, стал обычай "капарот". Простой народ видел в "капарот" возможность перенесения его грехов на животное, которое резали, а мясо отдавали бедным.
   Из обычаев, принятых на Й.К. в наши дни
   Обычай капарот (искупление, искупительные жертвы) : в канун Й.К. мужчина берет петуха, а женщина - курицу, вращают их над головой и произносят: "Это моя замена, это - вместо меня, это - мое искупление, этот петух (эта курица) идет на смерть вместо меня, а меня ожидает долгая, хорошая и благополучная жизнь!". Птиц выкупают за деньги; деньги отдают бедным, а иногда отдают бедным мясо птиц. Обычай этот, несмотря на свою популярность, отвергается многими мудрецами.
   Примирение. Накануне Й.К. человек должен примириться с окружающими. Если первая попытка примирения не удалась, надо попытаться второй и третий раз. И тот, кто не прощает ближнему, совершает грех и проявляет жестокость, достойную не Израиля, а Эсава.
   Еда накануне Й.К. Утверждают хазал, что большая мицва* из Торы - еда накануне Й.К. Даже тот, кто зарекся не есть мяса, кроме праздничных дней, вправе преступить свой зарок накануне Й.К.
   Разделяющая трапеза (сеуда hа-мафсекет).
   Перед заходом солнца накануне Й.К. совершают разделяющую (между обычным днем и постом) трапезу. Рекомендуется пища, которая легко переваривается, чтобы желудок не был слишком перегружен, потому что это мешает молитве. Трапезу прекращают до захода солнца.
   Зажигание свечей. Свечи зажигают до наступления сумерек с благословением: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Твоими и завещавший нам зажечь свечу Дня Покаяния". Если Й.К. приходится на Субботу, благословляют: "...зажечь свечу Субботы и Дня Покаяния". В эпоху Средневековья появился обычай зажигать накануне Й.К. "Hep нешама" ("Свечу души") в память об умерших.
   Белые одежды. Многие придерживаются обычая надевать в Й.К. белые одежды, символ чистоты. Некоторые надевают белый "китл" - халат, напоминающий саван, надеваемый на умерших, чтобы побудить себя к раскаянию.
   Благословение детей. Благословляют детей перед тем, как идут в синагогу; текст благословения такой же, как текст благословения в субботу.
   'Тфила зака" (чистосердечная молитва). Во многих общинах принято после разделяющей трапезы произносить в синагоге "Тфила зака", которую опубликовал автор книги "Хаей адам" по материалам старинных книг. Молитва эта содержит раскаяние и мольбу о прощении за грехи.
   "Кол нидрей". Ночь освящения поста открывается во всех еврейских общинах молитвой "Кол Нидрэй" ("Все обеты"). Перед заходом солнца открывают Кивот святыни*, и двое (или больше) из раввинов или почетных членов общины вынимают свитки Торы, оставляя створки ковчега распахнутыми. Они обходят бима*, и один из них произносит громким голосом стих: "Светом засеян путь праведника, и прямодушным радость", и, стоя справа и слева от кантора (хазана), произносят вместе с ним: "С согласия Господа и с согласия общества... мы дозволяем молиться с грешниками". Затем кантор трижды произносит "Кол нидрей".
   Й.К. завершается на следующий день с появлением звезд - трублением в шофар после молитвы "Нэила".

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Йом Кипур" в других словарях:

  • Йом-Кипур — ивр. יוֹם כִּפּוּר‎ Мауриций Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом Кипур. Вена, 1878 Тип …   Википедия

  • Йом Кипур — ивр. יוֹם כִּפּוּר‎ Мауриций Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом Кипур. Вена, 1878 Тип Еврейский иначе Судный День также Йом Х …   Википедия

  • Йом кипур — ивр. יוֹם כִּפּוּר‎ Мауриций Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом Кипур. Вена, 1878 Тип Еврейский иначе Судный День также Йом Х …   Википедия

  • ЙОМ-КИПУР (Судный день) — ЙОМ КИПУР (Судный день), еврейский праздник, священный день года, приходящийся на 10 день еврейского месяца тишри (ранняя осень) …   Энциклопедический словарь

  • Йом-кипур — м. День очищения от грехов, День покаяния, День предпасхального поста и покаяния; Иом кипур (в иудаизме). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Йом-Кипур — (вернее, йом га кипурим) день очищения (от грехов), праздник у евреев, установленный Моисеем (Лев. XXIII, 26; Чис. XXIX, 7) в 10 день 7 месяца (ныне Тишрей, соответствует сентябрю). Ныне весь этот день и вечер накануне евреи проводят в синагоге,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иудейский праздник Йом Кипур или Судный день — С вечера 22 сентября до вечера 23 сентября (даты указаны для 2015 года) отмечается иудейский праздник Йом Киппур. В десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря, иудеи всего мира отмечают Йом Кипур День искупления, который… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Иудейский праздник Йом Кипур: история и традиции — В десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря, евреи всего мира отмечают Йом Кипур День искупления, который называют еще Судным днем. В еврейской традиции это самый важный из праздников, завершающий Десять дней покаяния, во… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Йом киппур — Йом Кипур ивр. יוֹם כִּפּוּר‎ Мауриций Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом Кипур. Вена, 1878 Тип Еврейский иначе Судный День также Йом Х …   Википедия

  • Йом-Киппур — ивр. יוֹם כִּפּוּר‎ …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»