Мудрецы Вавилона

Мудрецы Вавилона
(Хахмей Бавель)
   Деятельность Эзры*, вернувшегося в Эрец Исраэль из Вавилона, и деятельность Мужей Великого Собрания без сомнения были известны евреям Вавилона, но лишь немногое известно нам о развитии изучения Устной Торы в Вавилоне за четырехсотний период от Эзры до Гилеля*, который тоже вернулся в Эрец Исраэль из Вавилона. Столь же скудны наши знания о двухсотлетнем периоде от Гилеля до р. Иегуды hа-Наси*. Центром вавилонского еврейства был город НеГардеа, и были в нем, без сомнения, Дома Учения Торы*. В этом городе была также очень старая синагога, которую, согласно традиционному мнению, построил Иехонья, плененный царь Иудеи. Известно, что в городе Нецивин, на севере Двуречья, существовала ешива, во главе которой стоял р. Иегуда Бен Бетейра, и что в период гонений Адриана нашли в ней убежище многие из мудрецов Эрец Исраэль. С возвращением Рава* в Вавилон начался новый период в изучении Устной Торы в этой стране. С этого времени ешивы стали возглавлять и направлять жизнь евреев Вавилона. Рав оставил город Негардеа, где уже жил Шму-эль, сын одного из виднейших мудрецов города, и основал свою ешиву в Суре. Таким образом, в Вавилоне одновременно функционировали две ешивы, действовавшие в одном направлении и стремившиеся к одной цели. Рав и его ешива занимались больше ритуальными вопросами, а Шмуэль и его ешива изучали больше законы вещного права. В обеих ешивах наряду с изучением Торы происходили диспуты по вопросам Галахи, ставшие позднее основой Вавилонского Талмуда. Когда Оденат разрушил Негардеа, через пять лет после смерти Шмуэля, р. Иегуда бен Иехезкель, ученик Шмуэля и Рава, основал ешиву в Пумбедите, что рядом с Негардеа. При жизни своего основателя, и еще больше после него, прославилась Пумбедита своими учеными, отличавшимися глубиной проникновения в закон. Пумбедита стала новым центром вавилонского еврейства и сохранила это свое первенство до конца периода hа-онов*. Изучение галахи* было очень развито, чему способствовал в большой мере приток мудрецов, бежавших из Эрец Исраэль от гонений римских императоров, особенно когда христианство стало официальной религией страны.
   Но не в Пумбедите, а в Суре был собран и организован весь огромный талмудический материал, скопившийся в ешивах. Заслуга этой работы принадлежит р. Аши, возглавлявшему более полувека ешиву в Суре. Редакция и завершение Вавилонского Талмуда принадлежат, правда, более позднему времени, но традиция справедливо приписывает всю эту работу р. Аши. Ученики р. Аши, возглавлявшие ешиву после него, продолжили его труд и, по-видимому, завершили его. Вавилонский Талмуд являет собой великое произведение, подобного которому нет в мировой литературе. Он определяет образ еврейства и образ жизни евреев во всех странах рассеяния. Традиция утверждает, что последним амораем* в Вавилоне был Равина, умерший в 512 г. н. э., и это - дата завершения Вавилонского Талмуда.
   После трехсот лет создания Вавилонского Талмуда в ешивах, основанных Равом и Шмуэлем, наступает пятьсотлетний период влияния вавилонских ешив на все еврейство диаспоры, видевшее в них высший религиозный и юридический авторитет. Два периода в истории еврейского народа после завершения Талмуда связаны с главами ешив Суры и Пумбедиты: короткий период савораим* и длительный период гаонов. Савораим - главы (ректоры) ешив Суры и Пумбедиты в период после завершения Талмуда и до гаонов. Они названы были так потому, что основой их деятельности было разъяснение (на иврите - гасбара) посредством толкований и установление точного текста дополнений к Вавилонскому Талмуду. Предполагают, что благодаря им Вавилонский Талмуд вышел в свет в более упорядоченном и отредактированном виде, чем Иерусалимский. Гаонами называли глав ешив Суры и Пумбедиты после савораим, по названию ешивы в Пумбедите: "Бейт геон-Яаков". Впервые назван был так глава этой ешивы, а позже - глава ешивы в Суре. При каждой из ешив был "Великий суд", и гаон был президентом (наси) этого суда. Великий суд посылал судей в области, подчиненные данной ешиве. В период гаонов был окончательно установлен текст Талмуда, таргумов и Мидраша*. Гаоны сделали Талмуд основой жизни нации. Гаоны приняли установления по вопросам, которые не возникали в период оформления Талмуда, и установления эти получили силу закона во всех общинах рассеяния. Гаона избирала ешива, однако были случаи, когда гаон назначался главой общины, и такое назначение приводило иногда к распрям. Со смертью р. Гай Гаона резко упала значимость института гаонов и их Домов Учения.
   При главе ешивы состоял глава семинара. Общий семинар - орган, специфический для вавилонского еврейства, - он не существовал в Эрец Исраэль. Дважды в году, в месяцы Элул* и Адар*, в Суре и Пумбедите собирались из провинциальных городов мудрецы и изучающие Тору, чтобы обменяться мнениями по вопросам религии. Во главе этого семинара стоял глава ешивы. Перед ним сидели семью рядами мудрецы и почтенные люди, по десять человек в ряду, каждый на определенном ему месте. Из десятки, сидевшей в первом ряду, семеро были главами семинара, а трое - их помощниками. Семьдесят мудрецов вкупе с гаоном образовывали "Великий Синедрион". В задних рядах сидели ученики, численностью в четыреста человек. Один из мудрецов, сидевших в первом ряду, поднимал вопрос из трактата, которым занимались в истекшем полугодии. Мудрецы обсуждали вопрос, а глава ешивы предлагал решение. Иногда глава ешивы ставил вопрос, и после обсуждения его мудрецами дозволялось и ученикам принять участие в дискуссии.

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Мудрецы Вавилона" в других словарях:

  • Мудрецы Эрец Исраэль — (Хахмей Эрец Исраэль)    Сказал р. Пинхас от имени р. Ошайи: Четыреста восемьдесят синагог было в Иерусалиме, и при каждой из них была школа для изучения Св. Писания и дом для изучения Мишны. И все это [и Храм] сжег Аспасианос [Веспасиан] (ТИ.,… …   Энциклопедия иудаизма

  • Список амораев — В данный список входят еврейские законоучители периода амораев распределённые по поколениям и по географическому признаку (мудрецы земли Израиля и мудрецы Вавилона (Персии)). Принято условно делить период амораев на 9 поколений (первое из которых …   Википедия

  • р. Аши —    см. Мудрецы Вавилона …   Энциклопедия иудаизма

  • Вавилония — так называлась у древних писателей южная часть Месопотамии, т. е. область, простирающаяся от пункта, где Тигр и Евфрат наиболее близко сходятся между собой (33° северной широты), до Персидского залива. Впоследствии название это, с расширением… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вопросы и ответы — (Шеэлот утшувот)    Так называется богатая и очень разветвленная раввинская литература, написанная гаонами*, раввинами, знатоками Торы* и поским* в виде ответов на вопросы, относящиеся к практическому применению галахи*. Талмуд служил… …   Энциклопедия иудаизма

  • Валтасар в Библии — последний вавилонский царь, имя которого упоминается в библейском рассказе о падении Вавилона (Дан., V, 1 30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром (см. Вавилония), царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Валтасар, вавилонский царь — последний вавилонский царь, имя которого упоминается в библейском рассказе о падении Вавилона (Дан., V, 1 30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром (см. Вавилония), царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Валтасар — последний вавилонский царь, имя которого упоминается вбиблейском рассказе о падении Вавилона (Дан. V, 1 30). Несмотря наосаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себябогатый запас продуктов, могли беспечно предаваться… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Синагога — (Бейт кнесет)    Особое место, где собираются евреи для молитвы в молитвенное время. Кроме С, предназначенных для коллективной молитвы, существовали также Дома Учения Батей мидраш , в которых изучали Тору и совершали молитву. Со временем эти два… …   Энциклопедия иудаизма

  • Амораим —    Амора в эпоху Талмуда* человек, который разъяснял и излагал учение мудрецов широкому кругу учеников. С древнейших времен принято возлагать на обладателя хорошего голоса обязанность посредника между мудрецами и слушателями. Это объясняется тем …   Энциклопедия иудаизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»