Право на звание раввина это:

Право на звание раввина
   , или Смиха
(Гетер гораа)
   Разрешения на должности раввина и даяна* выдавались в старину только в Эрец-Исраэль. Из особого чувства благоговения к Торе и к религии еще в древности установили правило выдачи разрешения на право толковать и применять законы. Необходимо было определить, кто вправе толковать Тору и разрешать спорные вопросы. Естественно, что в основу разрешения этой задачи положен принцип традиции и преемственности, то есть передача Учения по непрерывной цепи - от Моисея, высшего авторитета в вопросах религии и Закона. Кегуна - священнический сан - переходит по наследству от отца к сыну. Но Тору не наследуют, и лишь "талмид хахам", мудрый ученик, то есть образованный человек, который основательно изучал ее, способен познать ее и преподавать другим. И важно было, в честь Торы, определить статус человека, получающего звание законоведа, или судьи (в наше время - раввина) : это и есть "смиха", то есть посвящение в З.Р. "Вот, ты посвящен, и есть у тебя право судить", - говорили ему раввины.
   Сам Моисей не нуждался в посвящении, ибо явился ему Господь. Когда пришло время Моисею умирать, просил он Господа назначить ему преемника, и Господь указал ему обряд рукоположения. "И сказал Господь Моисею: "Возьми себе Иегошуа сына Нуна, человека одухотворенного, и возложи на него руку твою. И поставь его перед Эл'азаром Когеном и перед всем обществом, и наставляй его пред их глазами. И удели ему от величия твоего, чтобы слушалось его все общество сынов Израилевых..." (Чис. XXVII, 18-20). Согласно преданию, после посвящения преисполнился Иегошуа духом премудрости, так как возложил на него Моисей руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы (Втор. XXXIV,9).
   И семьдесят старейшин посвятил Моисей, и снизошла на них Шехина*. Эти старейшины посвящали других; и также совершалось посвящение Мужей Великого Собрания*, и Синедриона*, и судей - по цепочке от посвящающего к посвященному. Посвящающий уделял от величия духа своего рукоположенному.
   Со временем расширилась церемония, сопровождающая посвящение. Удостоившийся звания "рабби" закутывался в особый талит, а присутствовавшие при посвящении пели в его честь. Вместе с титулом "рабби" он получал и право толковать галаху*, разрешать спорные религиозные вопросы и быть судьей. Посвященный имел право судить единолично в вопросах вещного права, участвовать в суде* двадцати трех (Малый Синедрион), решающем уголовные дела, и в Великом Синедрионе семидесяти одного. При решении наградить званием "мусмах" принимали во внимание не только ученость кандидата, но и нравственный облик его и его семьи. Посвященный решал также вопросы ритуальной чистоты и был посвящен в тайну определения начала года и месяцев. В древности каждый посвященный имел право посвящать других, но впоследствии это право перешло к главе Синедриона. В период антиеврейских гонений римского императора Адриана (II в. н. э.) посвящение было запрещено и сопряжено со смертельной опасностью. Более других пользовался правом посвящения р. Иегуда hа-Наси*. После него права наси были ограничены, и посвящение совершалось по решению суда. Кандидатами на посвящение были мудрецы - уроженцы Эрец Исраэль и также выходцы из Вавилонии, прибывавшие специально для посвящения в Эрец Исраэль и возвращавшиеся после церемонии в Вавилонию.
   После отмены титула наси в V в. н. э. было отменено и рукоположение.
   В период гаонов* глава городской общины получал удостоверение, называвшееся "судейской бумагой". В дипломе было написано: "Мы назначаем (имярек) судьей в месте (имярек) и даем ему право судить и наблюдать за выполнением заповедей и запретов. И со всяким, кто не приемлет закон "даяна", вправе судья поступить со всей строгостью, как велит ему долг его перед Небом".
   Рассеяние евреев в диаспоре в Средние века, без общепризнанных и общепринятых авторитетных институтов, повлекло за собой многочисленные разногласия между мудрецами и общинами, сопровождавшиеся иногда взаимными отлучениями и бойкотом. Это ненормальное положение вещей продиктовало необходимость возродить посвящение.
   Пишет Рамбам: "Мне думается, что если бы согласились все мудрецы в Эрец-Исраэль назначать судей и посвящать их, то последние получили бы право судить, приговаривать к штрафу и посвящать других. А в комментарии к Мишне (Сангёдрин I) Рамбам пишет: "Не придет сын Давидов [Мессия], пока не будет создан Верховный Суд или Синедрион в Эрец-Исраэль, ибо сказано: "И верну судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале, после этого будешь наречен ты городом справедливости..." (Ис. 1, 2.), и это будет, вне сомнения, когда исправит Он, благословенно Имя Его, сердца людей и умножит их добродетели перед приходом Мессии". На основании этих слов Рамбама, решил выдающийся раввин р. Яаков Бейрав из Цфата (1538 г.) возобновить рукоположение ("смиха") в Эрец Исраэль. В то время духовный центр страны находился в Цфате, где жили многие из великих мудрецов Израиля. Двадцать пять крупнейших раввинов собрались в Цфате и назначили р. Яакова Бейрава посвящающим в раввины. Он, в свою очередь, посвятил четырех в раввины: р. Иосефа Каро, р. Моисея ди Трани, р. Авраама Шалома и р. Исраэля Куриэля. Но так как предварительно не спросили мнения р. Леви бен Яакова бен Хавива из Иерусалима, не пригласили участвовать в первом посвящении раввинов Иерусалима и само посвящение совершено было не в Иерусалиме, р. Леви выступил против посвящения, и было большое расхождение между ним и р. Яаковом Бей-равом.
   Мудрецы Иерусалима писали: "Хотя мудрецы Цфата значительно многочисленнее нас, но и мы не "косцы приозерной травы" [т. е. не простолюдины], и без согласия мудрецов Иерусалима посвящение недействительно". Эти разногласия ослабили значение посвящения, и хотя существовало оно еще в Цфате при жизни его инициатора, но со смертью р. Яакова Бейрава прекратилось и не возродилось более.
   Хотя прекратилось "посвящение старцев", выдача разрешения на звание раввина и право ведения суда осталось. Его и называют ныне "смиха" - посвящение в раввины - в память о древнем рукоположении.

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.

Смотреть что такое "Право на звание раввина" в других словарях:

  • Смиха —    см. Право на звание раввина …   Энциклопедия иудаизма

  • Иудаизм реформистский — Прогрессивный иудаизм  движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии во втором десятилетии 19 в.; оттуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы и вызвало брожение в еврейских общинах Восточной Европы. Во второй… …   Википедия

  • Прогрессивный иудаизм — Прогрессивный иудаизм  движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии во втором десятилетии 19 в.; оттуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы и вызвало брожение в еврейских общинах Восточной Европы. Во второй… …   Википедия

  • Евреи — I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий, при которых ему приходилось и приходится …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вайнберг, Иехиэль Яаков — Иехиэль Яаков Вайнберг Weinberg, Yechiel Yaakov Раввин Иехиэль Яаков Вайнберг, конец 1950‑х …   Википедия

  • Военное духовенство Российской империи — Военное духовенство Российской империи  подразумевает под собой категорию священнослужителей находящихся в войсках. Это часть российского духовенства, задействованная в духовном окормлении военнослужащих различных родов войск Российской… …   Википедия

  • Беркович, Элиэзер — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Беркович. Елиэзер Беркович Eliezer Berkovits Дата рождения: 8 сентября 1908(1908 09 08 …   Википедия

  • Кахане, Меир — Рабби Кахане, Меир Давид англ. Rabbi Meir Kahane ивр. הרב מאיר דוד כהנא‎ Имя при рождении: Кахане, Мартин Дэвид (англ. Martin David Kahane) Псевдонимы: Benyac, David Sin …   Википедия

  • Бешенковичи — Городской посёлок Бешенковичи белор. Бешанковічы Флаг Герб …   Википедия

  • Турция — I Турецкая империя или Т. монархия (тур. Memâlik i Osmanije, Devlet i Alije, Osmanh vilajeti, франц. Turquie, нем. Türkei, Osmanisches Reich, англ. Turkey) так называется совокупность земель, считающихся подвластными турецкому султану или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»