Устная Тора это:

Устная Тора
(Тора ше-бе-ал-пэ)
   Сказано в первой мишне* трактата Авот: "Моисей получил Тору* на горе Синай и передал ее Иегошуа; Иегошуа - старейшинам; старейшины - пророкам, а пророки передали ее Мужам Великого Собрания*". В данном случае подразумевается У.Т. Собственно Тора - Пятикнижие - называется Письменной Торой; написал ее Моисей собственной рукой перед смертью и передал по экземпляру каждому из колен*. Комментарии к Торе он не написал, а передал из уст в уста Иегошуа, а Иегошуа передал их старейшинам. И так они передавались из поколения в поколение. У.Т. считается неотъемлемой частью Письменной Торы, ибо невозможно понять многое в Письменной Торе - и детали, и частные случаи ее заповедей непонятны без У.Т., которая разъясняет все неясное. Письменная Тора предполагает, как само собою разумеющееся, что у народа есть неписаные законы. Можно заключить это из большой группы законов, которые были бы совершенно непонятны, если бы не устойчивая и укоренившаяся в народном сознании традиция права и закона. Например, написано в Торе: "Если купишь раба-еврея..." (Исх. XXI, 2), и Тора предполагает само собой разумеющимся, что можно купить раба-еврея, и не находит нужным добавлять что-либо относительно правил такой купли и формы акта о продаже. Другой пример. - Первая глава первого трактата Талмуда*, Брахот, начинается вопросом: "В какое время читают "Шма" в вечерней молитве?". Эта и последующие главы обсуждают мицву* "чтения Шма", согласно которой утром и вечером следует читать отрывок из Торы, начинающийся известным стихом: "Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, Господь -Един" (Втор. VI, 4-9). Эта мицва не указана в Торе прямо, но принято было, что слова "И будешь говорить о них, ложась и вставая" относятся к начальным словам этого же текста ("Слушай, Израиль!" и т. д.). Но все еще не было ясно, когда точно следует читать "Шма", то есть с какого и по какой час утром и вечером. Как следует читать "Шма" - лежа или стоя? Вслух или про себя? Все ли обязаны читать "Шма"? Во всех ли случаях следует соблюдать эту мицву, или существуют обстоятельства, при которых еврей освобождается от соблюдения ее (например, тяжелая болезнь)? И еще пример. - Из всех работ, запрещенных в Субботу, в Торе названы только пахота и жатва, но, очевидно, и другие работы были воспрещены в библейский период. Собиравший дрова в Субботу был приведен на суд к Моисею (Чис. XV, 32), "ибо еще не было определено, как поступить с ним", однако не сомневались, что он осквернил Субботу. О Йом Кипур* сказано в книге Числа (XXX, 7): "И изнуряйте души свои", но каким должно быть это "изнурение" (пост), стало известно из законов У.Т., комментирующей письменные законы и определяющей их рамки.
   Письменная Тора явно предполагает наличие устных законов, без знания которых заповеди не могли бы соблюдаться, и это служит основой веры в то, что У. Т. была дана Израилю вместе с Письменной.
   У.Т. включает не только расширительный комментарий к Письменной, но и галахот* - законы, которые вообще не упомянуты в Письменной Торе. Среди этих галахот есть и такие, к которым даже мудрецы не могли найти первоисточников, ибо они уходят в глубокую древность. Галаха такого рода называется "галаха ле-Моше ми-Синай", то есть "галаха от Моисея с Синая". Кроме законов, полученных на горе Синай, есть другие, установленные пророками и мудрецами, дабы определить рамки законов Торы, то есть чтобы оградить их от вольных интерпретаций; а также законы и постановления разных периодов, необходимые для сохранения народа в тех сложных и изменчивых условиях, в которых жили евреи. Ибо сказано в Торе: "...Не отступай от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево" (Втор. XVII, 11). Записывать У.Т. были вправе лишь крупнейшие мудрецы данного поколения - записывали то, что слышали от своих учителей, и устно передавали эту премудрость другим. В конце концов, когда мудрецы убедились, что иго иноземцев становится все тяжелее, несчастья участились, Израиль рассеян по всему миру, а учеников в ешивах* становится все меньше и существует реальная опасность, что Тора будет забыта Израилем - они дозволили записывать У.Т., чтобы она дошла до каждого еврея, как и Письменная. Они собрали все галахот, изучавшиеся доселе устно, записали их по темам, разделив на главы, и составили книгу под названием "Мишна"*. Мудрецы последующих поколений продолжали комментировать и разъяснять эти галахот -Мишну; и эти добавления и толкования, присоединенные к Мишне, составляют Талмуд (что означает: "Книга обучения").

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.

Смотреть что такое "Устная Тора" в других словарях:

  • Устная Тора — Устный Закон (ивр. תּוֹרָה שֶׁבְּעַל פֶּה‎, Тора ше бе ‘ал пэ) или Устная Тора  общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде… …   Википедия

  • Тора — У этого термина существуют и другие значения, см. Тора (значения). Эта статья о Торе в широком смысле, в более узком смысле см. статьи Пятикнижие и Сефер Тора …   Википедия

  • Тора ми-Цион — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту, исправив текст согласно стилистическим рекомендациям …   Википедия

  • Мишне Тора — или Яд Хазака  первый полный кодекс еврейского закона, написаннный Маймонидом (Рамбам). Составители Талмуда намеренно не упорядочили его по темам, поскольку считали своей главной задачей привести наиболее полное алахическое обсуждение каждой …   Википедия

  • Талмуд —    Устная Тора*, включающая Мишну*, Барайту или Тосефту ( мишнайот , не вошедшие в канон Мишны), Гемару (собственно Талмуд) и Агаду*.    Буквально: учеба .    Во всей мировой литературе нет произведения, которое могло бы сравниться с Т., этим… …   Энциклопедия иудаизма

  • Устный Закон — (ивр. תּוֹרָה שֶׁבְּעַל פֶּה‎, Тора ше бе ‘ал пэ) или Устная Тора  общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале… …   Википедия

  • Иудаизм — Атрибуты иудаизма: шофар, яд (указка для чтения Торы), Танах, молитвенник, подсвечники, футляр для этрога, кружка для омовения рук …   Википедия

  • ИУДАИЗМ — религия еврейского народа. Слово иудаизм происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова Иуда (Йехуда),… …   Энциклопедия Кольера

  • ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИВРИТЕ — восходит к еврейской Библии и имеет за собой многие века непрерывного развития, вплоть до литературы современного Израиля. Основным языком еврейской литературы оставался древнееврейский (модернизированная версия известна как иврит), однако евреи… …   Энциклопедия Кольера

  • Иудейские законы — Эта статья о Торе в широком смысле, в более узком смысле см. статьи Пятикнижие и Сефер Тора Свиток Торы, открытый для публичного чтения в синагоге Библия …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Устная Тора» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»