Чтение Торы это:

Чтение Торы
(Криат hа-Тора)
   Чтение Торы* является одним из древних законов. Правда, в Торе содержится только требование читать главу "Помни, что сделал тебе Амалек" один раз в год, а кроме того - раз в семь лет, как сказано: "...к концу семи лет, во время года запустения [земель], в праздник Суккот. Когда явится весь Израиль пред лицо Господа Бога на место, которое Он изберет, читай Тору эту пред всем Израилем, в слух им. Созови народ, мужчин и женщин, и детей, и пришельца, который во вратах твоих, дабы слушали они и дабы учились, и благоговели пред Господом, Богом твоим, и строго исполняли все слова Торы сей" (Втор. XXXI, 10-12). Большая мицва* - читать Тору группой, обществом, чтобы распространить Учение среди евреев и преподать им путь чистой веры, религиозную нравственность и социальную справедливость, чтобы люди приняли эти моральные нормы и поступали всегда по законам Торы. Мудрецы постановили, что нельзя человеку оставаться без Ч.Т. даже три дня.
   Согласно талмудическим источникам, Моисей повелел народу Израиля "читать Тору в субботы, в праздники и в новомесячья" (Мег. IV). А Эзра* постановил читать Тору также во время молитвы Минха по Субботам, во второй и пятый дни недели, согласно сказанному (Мехилта, Исх. XV, 22): "Приказали им старейшины и пророки читать Тору в Субботу, во второй и в пятый дни недели". Неизвестно, когда постановили читать Тору в постные дни, а также - в Ханука* и в Пурим*. В Эрец Исраэль цикл чтения всей Торы длился три года, а может быть, и три с половиной. Таким образом два цикла составляли семилетие. Этой цикличности соответствует разделение Торы на 175 разделов (паршийот), о чем говорится в Иерусалимском Талмуде. Из этого Талмуда явствует, что цикл, принятый в наше время, не был принят во времена Талмуда. По современному разделению, которое, по-видимому, было введено в Вавилоне, Тора делится на пятьдесят три или пятьдесят четыре раздела - паршийот, по числу недель года. Первый раздел читался в Субботу после праздника Суккот*, в последнюю Субботу месяца Тишри*, а последний - в девятый день следующего праздника Суккот (23-й день месяца Тишри). Таким образом, все пять книг Торы прочитываются в течение года. Последний день праздника Суккот называется поэтому Симхат Тора* (Веселье Торы).
   Ч.Т. совершалось членами общины: староста синагоги (габай) вызывал взойти к Торе всех взрослых мужчин из присутствующих (тринадцати лет и старше) : семерых - в Субботу и троих - в будни. Староста, вероятно, помогал иногда вызванным к Ч.Т., но все же даже в IX-X веках старались не вызывать к Торе тех, кто не умел ее читать.
   Частое Ч.Т., активное участие в нем собравшихся и старание читать точно преследуют возвышенную цель: сохранять национальное единство и передавать из поколения в поколение в первозданном виде основы веры и морали.
   Не только из Торы, но и из книг Пророков читались разделы по Субботам и праздникам, и так как чтение заканчивалось книгами Пророков, после чего собравшиеся были свободны уходить, разделы эти назвали "гафтара" (освобождение). Некоторые связывают этот обычай с историческими причинами и ищут его источник в антиеврейских преследованиях Антиоха IV Эпифана. По этой версии, сирийцы запретили Ч.Т. и повелели изъять свитки Торы из синагог. Отсюда возникла необходимость заменить Ч.Т. соответствующими местами из книг Пророков. По другой версии, гонения на Тору привели к острой нехватке свитков Торы, которая ощущалась и после победы Хасмонеев над врагами, особенно в малых общинах. Из-за нехватки свитков Торы, в течение некоторого времени были вынуждены читать текст из книг Пророков. Все версии согласны в том, что обычай чтения Пророков берет начало именно в те годы.
   Чтение Торы в наше время
   Публичное Ч.Т. происходит только в присутствии не менее десяти взрослых мужчин. Читают свиток, в котором содержатся все пять частей Торы. Чтение должно быть безукоризненно точным, в соответствии с правилами ударений и на определенную мелодию, в строгом соответствии с тэамим (нотами). Поэтому читает Тору вслух человек, сведущий в пунктуации и в интонации - "баал криа", то есть "сведущий в чтении".
   Тору читают (публично) четыре раза в неделю: в Шахарит* второго и пятого дней недели и в Шахарит и в Минха* Субботы. Помимо этого, читают Тору в Шахарит праздников; в Шахарит Рош ходэш; в Хануку и в Пурим; в Шахарит и в Минха постных дней, а некоторые - и в Маарив* кануна Симхат Тора.
   В Субботы читают "паршийот" по порядку. В первую Субботу после праздника Суккот читают первый раздел Торы: "Вначале сотворил...". Так прочитывают один раздел каждую Субботу. Иногда читают в одну Субботу две смежные "паршийот", чтобы успеть в течение года прочитать всю Тору - пятьдесят четыре раздела. В день Симхат Тора читают последний из них, и годичный цикл Ч.Т. завершается. Во время субботней молитвы Минха* читают отрывок из начала раздела следующей недели, а во второй и пятый дни недели этот отрывок читают снова.
   В праздники и в Рош ходэш читают разделы Торы, относящиеся к данному празднику.
   Читаемый раздел делится на небольшие части, и для чтения каждой из них вызывают одного из молящихся. Восходящие к Торе произносят благословение над ней перед чтением и после него.
   Вызываются к Торе вначале Коген, за ним - левит*,-и затем - простой еврей ("Израиль"). Если в синагоге нет Когенов, то вместо Когена восходит леви или "Израиль". Если есть в синагоге коген, но нет левита, то коген восходит вместо него и благословляет Господа над Торой дважды.
   В те дни, когда читают два раздела Торы, расположенные далеко друг от друга, пользуются двумя свитками Торы, а если читают три - пользуются тремя свитками. После Ч.Т. вызывают двоих из молящихся для ПОДНЯТИЯ ТОРЫ и СВЕРТЫВАНИЯ ее. Во время поднятия молящиеся встают и произносят стих: "А вот Тора, которую дал Моисей...".
   Завершают чтением из Пророков в Шахарит Суббот и праздников, в Шахарит и в Минха Йом Кипур* и Тиш'а бе-Ав*, а в другие постные дни - только в Минха.
   Текст Пророков читают из свитков или из напечатанных книг, причем на особый мотив. Читающий гафтару восходит к Торе последним; он произносит особое благословение перед чтением Гафтары и после чтения.
   В некоторых странах после крестовых походов возникла традиция поминать после Ч.Т. души святых мучеников, которые отдали свою жизнь за освящение Имени Божьего. В память их произносят каждую Субботу (кроме тех, которые совпадают с праздниками), молитву "Ав hа-рахамим". Со временем был введен обычай после Ч.Т. в понедельник, четверг и в Минха по Субботам поминать души покойных по просьбе их родственников молитвой "Эль-малей рахамим", а в дни праздников и в Йом Кипур молящиеся члены общины поминают души своих родственников, погибших в дни Катастрофы европейского еврейства, и павших солдат Армии Обороны Израиля молитвой "Изкор".

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.

Смотреть что такое "Чтение Торы" в других словарях:

  • Чтение Шма — (Криат Шма )    Дословно: Слушай!     Шма наименование трех мест Торы*, которые каждый еврей обязан читать в утренней (Шахарит*) и в вечерней (Маарив*) молитвах перед произнесением Шмонэ эсрэй . Вот они: Шма, Исраэль СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ! (Втор. VI, 4 …   Энциклопедия иудаизма

  • Свиток Торы — У этого термина существуют и другие значения, см. Тора (значения). Свиток Торы, открытый для публичного чтения в синагоге. Свиток Торы или Сефер Тора ( …   Википедия

  • Тора — У этого термина существуют и другие значения, см. Тора (значения). Эта статья о Торе в широком смысле, в более узком смысле см. статьи Пятикнижие и Сефер Тора …   Википедия

  • Иудейские законы — Эта статья о Торе в широком смысле, в более узком смысле см. статьи Пятикнижие и Сефер Тора Свиток Торы, открытый для публичного чтения в синагоге Библия …   Википедия

  • Моисеев закон — Эта статья о Торе в широком смысле, в более узком смысле см. статьи Пятикнижие и Сефер Тора Свиток Торы, открытый для публичного чтения в синагоге Библия …   Википедия

  • Пятикнижие Моисеево — Эта статья о Торе в широком смысле, в более узком смысле см. статьи Пятикнижие и Сефер Тора Свиток Торы, открытый для публичного чтения в синагоге Библия …   Википедия

  • Пятикнижие Моисея — Эта статья о Торе в широком смысле, в более узком смысле см. статьи Пятикнижие и Сефер Тора Свиток Торы, открытый для публичного чтения в синагоге Библия …   Википедия

  • Пятикнижье Моисея — Эта статья о Торе в широком смысле, в более узком смысле см. статьи Пятикнижие и Сефер Тора Свиток Торы, открытый для публичного чтения в синагоге Библия …   Википедия

  • Афтара — http://www.moshiach.ru/study/judaism/1363 11 1.html В определенные дни после чтения Торы принято читать главу из пророков, связанную с содержанием или прочитанного ранее отрывка из Торы, или того дня. Эта глава из пророков называется «афтара», и… …   Википедия

  • Симхат Тора — ивр. שִׂמְחַת תּוֹרָה‎ Тип Еврейский иначе Радость Торы Значение Завершение годового цикла изучения Торы и начало нового цикла Установлен В период раннего Средневековья (эпоха гаонов) Отмечается евреями в период с 22 тишрей в Израиле или 23… …   Википедия

Книги

  • Тора с гафтарот, . Настоящее издание включает как новый перевод Пятикнижия Моисеева, так и гафтарот - фрагменты из книг Пророков, завершающие чтение недельного раздела Торы в синагоге и тематически связанные с… Подробнее  Купить за 2357 руб
  • Гафтара, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Гафтара? или Гафто?ра (ивр. ?????????? — `освобождение`,… Подробнее  Купить за 1125 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»