- Нарушение межи
- (Гасагат гвул)Передвижение межевых знаков между двумя полями с целью расширить одно из них за счет другого, силой или хитростью. Человек, нарушающий границу, чтобы расширить свое поле и уменьшить поле соседа, преступает нормы общественной морали. Тора дважды предостерегает от Н.М.: "Не передвигай межи ближнего своего, отмеченной предками в уделе твоем, который обретешь ты в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение" (Втор. XIX, 14) и "Проклят передвигающий межу ближнего своего"(там же XXVII, 17). Деяние это квалифицируется как грабеж.Хазал* распространили понятие Н.М. на всякий ущерб, который причиняет человек ближнему своему; например, "бедняк хлопочет приобрести лепешку, а другой пришел и опередил его" - он грешник (Кид. 49). Если человек приценивается к товару с намерением купить его, но приходит другой и перебивает сделку, - этот последний назван грешником. Нарушающий границу ближнего и отторгнувший у него хотя бы пядь земли, если сделал это силой, называется грабителем, а если сделал скрытно, называется вором. Сделавший это в Эрец Исраэль преступил тем самым два запрета: красть и грабить.Рабейну Гершом и другие мудрецы постановили, что нельзя еврею совершить Н.М. другого еврея в сделках его с иноверцем, с которым он состоит в постоянном контакте, например, дает ему деньги в долг, продает ему товары или покупает у него - во всех этих случаях нельзя другому еврею вступать в деловые контакты с этим иноверцем, не испросив разрешения у первого. Законодатели видели в этом право, которое нельзя нарушить. Запрет этот похож на запрет р. Гуна: если поставил человек мельницу по соседству с первым, первый вправе воспрепятствовать пришельцу и сказать ему: ты нарушаешь мое благополучие.
Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. Шломо-Залман Ариэль. 1983.