Раввинат

Раввинат
(Рабанут)
   Титулом "раввин" называется глава еврейского духовенства, а в больших общинах, которые имели свой суд, он назывался также "ав бейт-дин" (глава суда). В наше время любого городского раввина нередко называют "ав бейт-дин". Трудно установить, когда возникло звание "глава суда", т. к. оно является прямым продолжением института "даянов" (судей), существовавшего в период Талмуда и в период гаонов. Ясно лишь, что возникновение звания "глава суда" было результатом падения института "Наси" в Эрец Исраэль и закрытия ешив Вавилонии, с перемещением центра Торы на Запад. До этого упадка на Востоке "даянов" в Сев. Африке и на Западе назначали главы ешив Вавилонии; они подчинялись Наси в Эрец Исраэль. Даяны эти совершали бракосочетания и разводы и утверждали векселя и акты заключения сделок, но вместе с тем они не были полномочны решать особо сложные и серьезные вопросы. В этих случаях, например, по вопросам дозволений и запретов иудаизма, члены общины обращались непосредственно в ешивы Вавилонии. Руководство общин находилось в руках Совета,. подчинявшегося мудрецам, возглавлявшим центры по изучению Торы в Вавилонии. Все разногласия, возникавшие в общине по вопросам дозволений и запретов или по общинным вопросам, разрешали гаоны Вавилонии. При ограниченных средствах транспорта и связи того времени, эта громоздкая и сложная иерархическая организация была весьма обременительна для общин Северной Африки и Европы. С исчезновением влияния гаонов все более слабела связь общин с ешивами Вавилонии, пока не прервалась вовсе. Вместо нее появился раввинат (рабанут), который сосредоточил все функции, связанные с духовной жизнью общины.
   В договоре с "равом" (раввином) община обязывалась содержать учащихся ешивы, а рав обязывался возглавить ешиву, наблюдать за кашерностью (т. е. ритуальной чистотой и пригодностью) пищи в общине, издавать необходимые постановления и ограничения, возглавить суд общины, судить в имущественных тяжбах, выносить постановления о дозволенном и запретном, объяснять правила обычаев и молитв и произносить перед народом проповедь хотя бы дважды в году: в Шаббат шува и в Шаббат hа-гадол. Рав не назначался, если его моральные достоинства и уровень его познаний не были письменно подтверждены самыми авторитетными раввинами. Рав, в чьем ведении находилась целая область, назывался рав hа-колэл, или рав hа-галиль. Сефардские евреи называли своего рава "хахам" (мудрец), а рав hа-колэл в восточных странах назывался "хахам баши" (главный мудрец).
   Родиной института раввинов, или рабанута, был Иберийский полуостров, а первым равом в этой стране был р. Моше бен Ханох, который попал в Сфарад (Иберия, Испания) случайным и чудесным образом. Р. Моше бен Ханох был одним из четырех евреев, которые выехали собирать подаяние на содержание ешив в Вавилонии. Они были захвачены в плен и проданы в разные страны. Об одном из этих пленных рассказывается, что он добрался до Испании.
   Когда этот мудрец прибыл в Испанию, где о нем никто не слышал, никто поначалу не признал в нем мудреца. Однажды вошел он в Дом Учения* (бейт hа-мидраш), во главе которого стоял даян (судья) рабби Натан, Даян обсуждал одну из галахот*, которую было трудно объяснить. Р. Моше бен Ханох, который скромно сидел в углу, встал и разъяснил трудное место. "И когда он (р. Натан) и ученики услышали его речи (объяснение р. Моше бен Ханоха), они были поражены. Все стали задавать ему вопросы и выяснять свои сомнения, а он отвечал весьма мудро. И в этот день заявил р. Натан-даян: "Больше я не даян, но этот чужестранец, одетый в лохмотья, - будет моим учителем и господином, а я буду его учеником с сегодняшнего дня и далее. А вы (члены общины) назначьте его даяном над евреями Кордовы. И так они и сделали". Ешива в Кордове, во главе которой стоял "пленник" Моше бен Ханох, а при нем Совет мудрецов, прославилась в народе и стала центром раввинского образования во всей Испании. Правда, Моше бен Ханох не получил звания раввина, но это первый известный случай назначения общиной человека, который сосредоточил в своих руках разные функции: даян, глава ешивы и духовный пастырь общины. Он получил большие полномочия вне всякой связи с ешивами Вавилонии, "и все вопросы, с которыми обращались к ешивам (Вавилонии), задавали ему, и случилось это во времена р. Шриры-гаона".
   После смерти р. Моше бен Ханоха возник вопрос о преемственности поста, который он занимал. Еврейская община Кордовы разделилась на два лагеря. Один поддерживал р. Ханоха, сына р. Моше бен Ханоха, а второй - р. Йосефа ибн Авитур. Ибн Авитур был известным поэтом, чьи гимны вошли в Махзор* Сфарад (сфардский сборник молитв). Ибн Авитур, получивший светское образование, был сфардским раввином (равом) нового типа. А р. Ханох являл собой старый тип вавилонского мудреца. Так как Хасдай ибн Шапрут был склонен к вавилонской школе, то р. Ханох был избран равом Кордовы и духовным вождем (Наси) всех еврейских общин в Андалузии. Р. Ханох стоял в течение многих лет во главе рабанута Кордовы. Со смертью р. Ханоха и уничтожением еврейской общины в Кордове центр Торы перешел в Гранаду, Лусену и Севилью. Еврейскую общину Гранады возглавлял р. Шмуэль hа-нагид, который был первым сановником Гранадского эмирата. Шмуэль hа-нагид был выдающимся учеником р. Моше и р. Ханоха. В Лусене раввины были избраны общиной и обладали полномочиями судить как в имущественных тяжбах, так и в уголовных судах.
   Талмудическая традиция развивалась особенно тщательно в странах к северу от Альп и к востоку от Пиренеи. Здесь выделяется раби Гершом бен Иегуда, прозванный "Меор hа-гола" ("Светоч диаспоры"). Виднейшим из его учеников был р. Яаков бен Якир, учитель р. Шломо Ицхаки (Раши), обессмертившего свое имя комментариями к Библии и Талмуду. Все эти мудрецы и вожди евреев в странах диаспоры названы, правда, раввинами, а не гаонами. Но они, по сути дела, продолжали миссию гаонов, и в течение веков заботились о том, чтобы Тора не изгладилась из сердца евреев и не погас бы луч света на пути преследуемого и гонимого народа.

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Раввинат" в других словарях:

  • РАВВИНАТ — РАВВИНАТ, раввината, мн. нет, собир., муж. (спец.). Собрание раввинов, судилище раввинов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • раввинат — раввинат, раввинаты, раввината, раввинатов, раввинату, раввинатам, раввинат, раввинаты, раввинатом, раввинатами, раввинате, раввинатах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • раввинат — раввин ат, а …   Русский орфографический словарь

  • Главный раввинат Израиля — Йона Йехиэль, главный раввин Израиля …   Википедия

  • Главный раввин России — Главный раввин Российской Федерации Должность занимает Берл Лазар (от ФЕОР) Адольф Шаевич (от КЕРООР) с 15 ноября 1999 года С 1989 года Официальная резиденция 2 ой Вышеславцев пер. д. 5а, Марьина Роща, Москва Должность появилась …   Википедия

  • Кашрут — (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус»)  термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер»  ашкеназского варианта …   Википедия

  • Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России — Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР)  одна из российских религиозных организаций, объединяющих общины ортодоксального и прогрессивного иудаизма; учреждён в феврале 1993 года. Содержание 1 Структура и… …   Википедия

  • Йом Ха-Шоа — ивр. יום השואה‎ Тип Израильский иначе День Катастрофы, День памяти Катастрофы и героизма Значение День поминовения погибших во время Катастрофы европейского еврейства Установлен 12 апреля 1951 г …   Википедия

  • День Катастрофы — Йом Ха Шоа ивр. יום השואה‎ Тип Израильский иначе День Катастрофы, День памяти Катастрофы и героизма Значение День поминовения погибших во время Катастрофы европейского еврейства Установлен 12 апреля 1951 г. Отмечается в Израиле …   Википедия

  • День памяти Катастрофы — Йом Ха Шоа ивр. יום השואה‎ Тип Израильский иначе День Катастрофы, День памяти Катастрофы и героизма Значение День поминовения погибших во время Катастрофы европейского еврейства Установлен 12 апреля 1951 г. Отмечается в Израиле …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»