- Воспитание
- (Хинух)В. сыновей и обучение их Торе* было принято у евреев в очень древнюю эпоху и издавна служило важнейшим фактором, определяющим жизнь народа. Дом Учения* во все времена был важнее синагоги, а со временем стал синонимом ее. В противоположность народам, оставлявшим детей бедняков без образования, а детей богатых отдававшим на воспитание своим рабам, евреи сами, выполняя эту святую обязанность, обучали своих сыновей или отдавали их в учение к достойным мужам еврейской общины. Изучение Торы - это мицва*, которую каждый еврей обязан выполнять сам и в отношении своих сыновей. Позднее эта мицва стала также функцией общины. На нее возлагалась обязанность строить Дома Учения и содержать учителей.В древние времена, когда количество книг было небольшим, преобладало устное изучение Торы и заучивание наизусть заповедей Господа. Тора обязует родителей: "И тверди их [заповеди] детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая"; "И учите им сынов ваших, говоря о них, когда сидишь в доме своем, и идя дорогою, и ложась, и вставая" (Втор. VI, 7; XI, 19).Публичные чтения Торы не только для мужчин, но и для женщин и детей происходили во время праздника Суккот*, раз в семь лет: "К концу семилетия, в год отпущения [Шмита*], в праздник Суккот, когда придет весь Израиль пред лицо Господа на место, которое Он изберет, читай учение это пред всем Израилем, дабы слышали они. Созови народ, мужчин, и женщин, и детей, и гера*, который во вратах твоих, дабы слушали они, и учились, и благоговели пред Господом, Богом твоим, и строго исполняли все слова учения этого" (Втор. XXXI, 10-12).Воспитание и обучение детей были с самого начала обязанностью семьи. В библейских книгах, особенно в Притчах, часто говорится о воспитании, которое отец обязан дать сыну. Говорится также о долге матери воспитывать детей. Однако уже в библейский период воспитание и обучение находились в руках учителей, как сказано в книге Псалмов (СXIX,99) : "От всех учителей моих набрался я разума". Учитель назывался "меламед", "морэ" или "мэвин", а ученик - "талмид". Евреи из колена Леви обучали своих сыновей пению и игре на музыкальных инструментах, чтобы те могли участвовать в богослужении в Храме. Так как левиты были свободны от работы в поле и в винограднике, не имея земельного надела в Израиле, они стали первыми учителями, которые "преподавали законы Господа Яакову и Тору Его - Израилю" (Втор. XXXIII, 8-10). Воспитанники пророков назывались "сыновьями пророков". В библейские времена были уже хорошо известны на основании жизненного опыта эффективные методы В., и в книге Притчи (XXII,.) сказано: "Наставляй подростка на путь его, дабы, когда состарится, не сошел с него". Осуждается чрезмерная любовь родителей к детям, препятствующая заслуженному наказанию. Бен Сира рекомендует строго наказывать ослушников, но так, чтобы это не вредило их здоровью. Об обучении девушек, помимо домашних работ, почти не говорится в Библии.В период Мишны и Талмуда, пока Израиль жил еще на своей земле, В. и обучение достигли у евреев необычайного расцвета. В этот период не было ни одного народа, который посвящал бы столько внимания В. своих детей. Евреи не удовлетворялись только исполнением заповедей Торы, они заботились о том, чтобы их сыновья изучали Тору. Обучение мальчиков Торе приравнивалось к богослужению. Свидетельствует Иосиф Флавий: "Главная наша забота - В. детей, и, по нашему разумению, соблюдение законов и соответствующая богобоязненность являются главным в жизни [...] Если ты спросишь одного из нас о законах Торы, он перескажет их на память, безо всякого затруднения, даже с большей легкостью, чем назовет свое имя, так как с самого детства нашего высечены они [законы Торы] на скрижалях нашего сердца". Ребенок начинал учить Тору в самом раннем детстве. Сказано в Сифрей: "Когда младенец начинает говорить, отец его разговаривает с ним на Святом Языке [иврите] и преподает ему Тору. Если же он [отец] не говорит с ним на Святом Языке и не преподает ему Тору, он тем самым как бы хоронит его". Но изучение Торы только с отцом не отвечало требованиям времени, поэтому создавали общинные школы и привлекали учителей за счет общины.В Талмуде повествуется о Шим'оне бен Ше-тах (I век до н. э.), который постановил, что дети обязаны посещать школу, а о Иегошуа бен Гамла говорится, что "если бы не он, - забыл бы Израиль Тору", ибо до него те, у кого не было отцов, не учили Тору. Пришел Иегошуа бен Гамла и ввел, как общую обязанность, "учреждать школы в каждом городе и в каждом селении и учить детей с шести-семи лет" (ББ. XXIa).Школы такого рода существовали, вероятно, в Эрец Исраэль и после разрушения Храма. О В. детей бедняков заботились не менее, чем о В. детей состоятельных родителей. В школах учили, в основном, Тору и другие Священные Книги, посему назывались они "Батей Сефер" (Дома Книги). Вначале школа располагалась в доме учителя. В более поздний период школой для обучения Священному Писанию и Талмуду служил Дом Учения. В конце эпохи Второго Храма в Иерусалиме было 480 синагог, и при каждой из них были Бейт Сефер (для изучения Священного Писания) и Бейт Талмуд (для изучения Мишны). Кроме этих учебных заведений были высшие учебные заведения, в которых учили Тору и дискутировали о галахе*. Был установлен возрастной порядок учения: пятилетние изучают Тору, десятилетние - Мишну, тринадцатилетние - исполнение заповедей, пятнадцатилетние изучают Талмуд (Авот V,21). Понятно, что это разделение не было непреложным, и способные ученики продвигались вне связи с возрастом.О подготовке преподавателей у нас нет достоверных сведений, но, вне всякого сомнения, к их характеру и нравственности предъявлялись серьезные требования, так как преподаватель давал детям не только образование, но и нравственное В. Статус учителя был высок в глазах народа, и р. Шим'он бар Иохай сказал: "Если ты видел разоренные поселения в Эрец Исраэль, знай, что они не содержали на свои средства книжников и учителей". Рассказано о р. Хийе и р. Аси и р. Ами, которые ходили из поселения в поселение, чтобы назначить в них учителей младших классов и учителей Мишны. "Пришли они в одно поселение, но не нашли там учителя... Сказали они жителям: приведите к нам охраняющих город. - Привели к ним стражей города. Они (ученые мужи) сказали: Эти охраняют город? Да они же разрушители города! - Спросили их (жители города): а кто же тогда стражи города? Отвечали им: учителя малых детей и преподаватели Мишны" (ТИ, Хаг. I).Женщинам и неженатым мужчинам не дозволялось обучать детей. Учителям не разрешали брать плату за обучение. Но когда обнаружилось, что это установление невыполнимо, и стало нехватать учителей, им позволили получать плату "за безделье", т. е. плату за время, которое теряет учитель, когда учит детей и не может заниматься доходным ремеслом. Приняты были также установления относительно численности учеников, приходящихся на одного учителя. В каждом классе учитель мог обучать не больше двадцати пяти учеников. Если это число превышалось, учитель обязан был нанять помощника. Если число учеников достигало пятидесяти, их следовало разделить на два класса.В период Средневековья В. не претерпело значительных изменений по сравнению с эпохой Талмуда, однако в нем стало заметно влияние народов, среди которых жили евреи. В XIII в. среди испанских евреев возобладала тенденция посвящать все время подростка изучению иудаизма, и только по достижении им восемнадцатилетнего возраста юноша мог заняться и другими науками. С усилением гонений на евреев они все больше сосредоточивались на изучении Торы и Талмуда, с целью защиты от влияния культуры окружающих народов.В преддверии праздника каждый учитель обязан был обучать своих учеников законам и традициям данного праздника. Перед праздником Песах обучают Пасхальной Гагаде* и Песне Песней*, перед Шавуот* учат книгу Рут, а перед Суккот* - Когелет (Эккл.), и т. д.
Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. Шломо-Залман Ариэль. 1983.